Прочти перед смертью

Главная

Для тех, кому очень тяжело

Стихи и рассказы

 

Для христиан

 

Не православным

 

О православии

Житие Святых

 

Жизнь после смерти

НАЧИНАЮЩИМ ХРИСТИАНАМ       

Перепечатано с http://www.pochaev.org.ua/

1. В постели пробуждаясь прежде всего вспомни о Боге, и знамение крестное положи на себя.

2. Молитвенное правило, какое есть у тебя, не оставляй, и им начинай провождение дня.

3. В течении дня, при каждом деле, молись краткими молитвами. Молитва — крылья души; молитва делает душу престолом Божиим.

4. Чтобы Бог услышал молитву, нужно молиться не кончиком языка, а сердцем.

5. Никто из окружающих тебя да не останется утром без твоего искреннего привета.

6. Не бросай молитвы, когда враг нагоняет бесчувствие; кто принуждает себя при сухости души к молитве, тот выше молящегося со слезами.

7. Новый Завет надо тебе знать разумом и сердцем, поучаться в нем постоянно, непонятное не толковать самому, а читать святоотеческие толкования или спрашивать разъяснения у отцов своих духовных.

8. Воду святую с жаждою освящения души и тела не забывай пить.

9. Приветствие Царице Небесной: «Богородице Дево радуйся...» произноси чаще, или хотя бы на каждый час.

10. В свободное время читай писания православных отцов - учителей духовной жизни, а если у тебя нет, то настойчиво проси у того, у кого они есть.

11. Во искушениях и напастях тверди больше псалтырь и читай молебный канон Пресвятой Богородице: «Многими содержим напастьми». Она у нас одна Заступница.

12. Когда демоны мечут на тебя стрелы свои, когда грех приближается к тебе, то пой песнопения Страстной Седьмицы и Святой Пасхи, читай канон с акафистом Сладчайшему Иисусу Христу, и Господь разрешит узы мрака оковавших тя. Взывай также к Пресвятой Богородице и Ангелу-хранителю. Читай много раз «Богородице, Дево, радуйся...»

13. Если не можешь петь и читать, то в минуты брани, поминай имя Иисусово, стой твердо и уврачуешься плачем своим. Если даже не улавливаешь смысла слов Иисусовой молитвы, все равно повторяй, бесы понимают и убегут.

14. В постное время постись, но знай, что Богу угодно не только воздержание чрева, но и воздержание ушей, очей, языка, а также воздержание сердца от страстей.

15. Человек, начинающий духовную жизнь, должен помнить, что он больной, ум у него находится в заблуждениях, воля более склонна ко злу, нежели к добру, и сердце пребывает вне чистоты от клокочущих страстей, поэтому вначале духовной жизни все должно быть направлено для приобретения духовного здравия со смирением.

16. Духовная жизнь есть постоянная неумолкаемая война с врагами для спасения души. Никогда не спи душой, дух твой должен быть бодр, непременно всегда на помощь зови во всякой брани Спасителя своего, Божию Матерь и Ангела-хранителя.

17. Бойся согласиться на грех и соединиться с греховными помыслами, внушаемыми тебе, приступающим врагом тебе. Согласившийся уже сотворил то, о чем помыслил. Если ты поползнулся в мыслях, то сокруши сердце и кайся, враг будет внушать: «Ты уже согрешил помыслом, сотвори грех на деле». Отвечай мысленному убийце: «Пред Богом моим согрешил, пред Ним и покаюсь. А ты кто такой?»

18. Помни, Бог желает твоего спасения и все сделал для твоего спасения, поэтому чтобы погибнуть, нужно быть нерадивым.

19. Проси постоянно Господа: «Страх Твой всади в сердце мое». О, как блажен тот, кто имеет постоянный трепет перед Богом.

20. Все сердце без остатка отдай Богу и ощутишь рай на земле.

21. Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры.

22. Заведи себе помянник, запиши туда всех ненавидящих и обидевших тебя, а также страдальцев нашего века и тех, о которых некому помолиться, ежедневно поминай их.

23. Ищи постоянно и неустанно дел милосердия и любви страдательной. Без этих дел невозможно угодить Богу. Будь солнышком для всех, милость выше всех жертв.

24. Без необходимости неотложной никуда не ходи, не суетись и дома. Стремление к богатству, мно-гопопечительность — уловка врага для нашего времени.

25. Как можно меньше говори, смейся, любопытствуй, празднолюбствуй.

26. Не пребывай никогда без дела, праздники церковные и воскресные дни почитай исполнением дел Божиих, а не греховными увеселеньями или праздным времяпровождением.

27. Люби святое уединение.

28. Все обиды терпи сначала молча, потом укорением себя, а потом молитвой за обижающих.

29. Самое главное для нас — это научиться терпению и смирению. Смирением мы победим всех бесов, а терпением победим страсти, воюющие на нашу душу и тело. Прося в молитве смирения, мы просим, чтобы Бог попустил какому-то человеку нас укорить. Смирение и любовь к врагам не придут сами собой. Их нужно стяжать, перенося правильно укоризны и унижения.

30. Не показывай на молитве твоей, никому кроме Бога, своих слез умиления и своей ревности о спасении.

31. Православного священника почитай Ангелом, Благовестником, посланным обрадовать тебя и принести тебе избавление.

32. Обращайся с людьми так же внимательно, как с наследниками Великого Царства, но и также осторожно, как с огнём. Помни слова Спасителя, что все, что ты делаешь ближнему, делаешь Ему Самому. В ближнем наше спасение или погибель.

33. Всем всё прощай и всем сочувствуй в страданиях их. -

34. Не носись только с собою, как курица с яйцом, забывая о ближнем.

35. Кто ищет здесь покой, в том не может пребывать Дух Божий, в нем нет любви к Богу и ближнему.

36. Тоска и смущение нападает от недостатка молитвы.

37. Всегда и везде призывай на помощь Ангела-хранителя своего. Внушения его приносят небесный мир в душу, а от лукавого — смущение духа, хотя бы мысли и казались нам правильными.

38. Храни всегда плачь сердечный о своих грехах. Когда исповедуешь их и причастишься Святых Христовых Тайн, то радуйся тихо об освобождении.

39. Непотребность и недостатки знай только свои, а чужих тщательно берегись. Не губи себя осуждением других, осуждающий есть антихрист. Один суд Божий, другой — человеческий. О немощах других плач, да не погибнут навек. Плачущий о себе не осуждает других, а любит их, желает и им,, как себе, вечного спасения.

40. Не верь каким-либо, даже добрым пожеланиям своим прежде чем одобрит их опытный духовник. Не верь своему сердцу, проверяй себя писаниями православных святых отцов.

41. Каждый вечер исповедывайся Богу во всех своих греховных делах, словах и мыслях, бывших в течении дня. Раньше в монастырях каждый вечер новоначальные открывали старцу свои помышления.

42. Перед сном мирись со всеми от всего сердца.

43. Не должно тебе рассказывать сны другим и сам не верь им. Не раз диавол обманывал и даже губил верящих своим снам. *

44. Усни с крестным знамением и Иисусовой молитвой.

45. Ночная молитва дороже дневной.

46. Не теряй связи со своим духовным отцом.

47. Благодари Бога за всё

48. Себя нужно делить всегда на себя и на врага: избегай того, что хочет твой внутренний враг.

49. Внутренняя скорбь о грехах своих спасительнее всех телесных подвигов.

50. Нет лучшего слова на языке нашем, чем «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Господи, спаси мя грешного».

51. Полюби все уставы церковные и сближай с ними свою жизнь.

52. Навыкни бдительно и всегда следить за собой, в особенности за своими внешними чувствами. Через них особенно в душу входит враг. Следи внимательно за своими помышлениями.

53. Когда познаешь слабость свою и бессилие к сотворению добра, то помни что не сам ты спасаешь себя, спасает тебя Спаситель твой Господь Иисус Христос.

54. Непреступная твоя должна быть вера, ибо не дремлет лютый враг, стережет твой каждый шаг. Но Бог любит мужественную душу, уповающую всегда на Него.

55. Никто не входил на небо, живя прохладно.

56. Нас сближают с Богом скорби, труды и болезни; не ропщи на них, не бойся их.

57. Как можно чаще, с умилением и сокрушением сердца приобщайся Святых Тайн Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Жив ты бываешь только ими.

58. Никогда не забывай, что смерть может похитить нас каждую минуту, не забывай, что скоро Суд и воздаяние. Помни, что ты всегда находишься в присутствии Бога и под всеведущим взором Его.

59. Поминай ещё то, что уготовил Господь любящим Его, и заповеди Его творящим.

60. Прочитывай азбуку сию, хоть раз в неделю.

Неверно говорить: «нет Бога», вернее сказать: «у меня нет Бога»; ибо и сам видишь, что многие люди вокруг тебя ощущают присутствие Бога. Ты говоришь, как бы слепой сказал «нет в мире света».
о. Николай Сербский

Неверующих вообще нет. Никого! Каждый человек рождается с врожденным ощущением веры. Разница только в том, что один осознает и формулирует свою веру как некое мировоззрение, а другой инстинктивно верит. Все равно человек не перестает верить, что жизнь имеет смысл. Он чувствует это. Он может это как бы инстинктом ощущать. Мы все дети Божии. Только одни знают это, а другие остаются как бы сиротами.
о. Александр Мень

Для чего нужна вера? – Ни для чего. Если бы я сказал, что она нужна, чтобы быть хорошим человеком, чтобы помогать людям, чтобы познавать Бога, чтобы спасать свою душу – всё это означало бы корыстное и эгоистическое отношение к вере. Мы верим не для чего-то, а потому что Бог есть для нас – совокупность всего самого светлого, чистого, короче – всего самого желанного. Любовь к Богу ведёт за собой веру в Бога.
о. Александр Ельчанинов

Вера не столько в том, что нас убедили доводы, сколько в том, что мы сделали выбор. Если же кто выберет неверие, никакие логические доводы его не убедят.
Клайв Льюис

 

                       О БОРЬБЕ С ГРЕХОВНЫМИ ПОМЫСЛАМИ

Перепечатано с http://www.pochaev.org.ua/

Есть некоторые христиане, которые не видят грехов своих и говорят, что их не имеют, или же на исповеди называют только грехи делом и словом. Другие же, наоборот, начинают с великой тщательностью перечислять все греховные мысли, которые им приходят, отнимая много времени у духовника и лишая других людей возможности исповедаться. Для этого они даже разыскивают написанную не в святоотеческом духе книгу «Лекарство от греха» и советуюут ее приобрести другим. Когда же мы в действительности согрешаем помыслами и как нужно исповедывать их?

«Не пожелай дома ближнего твоего; не пожелай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скита его, ничего, что у ближнего твоего», - заповедает Бог в десятой Заповеди (Исх. 20, 17). «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). «Не судите, и не будете судимы» (Лк. 6, 37). Эти и подобные изречения из Священного Писания - не что иное как указание на необходимость сохранять чистоту души, так как христианин должен стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6, 15-19). А кто разорит храм Божий, накажет того Господь.

В одном монастыре померла девица 18 лет, которую все в обители любили за чистоту жизни. Игуменья наложила на себя пост и 40 дней молилась, чтобы узнать в какие обители рая вселилась ее душа. Но пред игуменией разверзлась земля и в огненной лаве показалась душа девицы. «Дочь моя, ты в аду? Чем же ты согрешила?». «Хотя я сохранила тело в чистоте, но в мыслях услаждалась красотою одного юноши, допускала греховные мысли и стыдилась исповедывать их духовнику, за что теперь буду вечно мучиться», - ответила несчастная и земля сомкнулась.

Другой пример погибели человека за грехи мысленные мы находим в Евангелии от Луки (Лк. 18,10-14). «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себя так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». За свою гордость, осуждение и презрение других вместо сострадания и любви, молитвы о согрешающих, фарисей «снизошел до ада преисподнейшего», как поется об этом в 7-й песни канона в Неделю мытаря и фарисея.

Итак, мысленные грехи нуждаются в исповеди. Но какие? «Помыслы исповедывать надобно те, в которых воля ваша участвует и соизволяет на них, укосневая, и делается мысленною преступницею пред Богом, но те помыслы, которые только приражаются, а мы с ними не согласуемся, не соизволяем на них и не отвечаем, не нужно исповедывать», - учит старец Макарий Оптинский.

«Иное дело приражение, иное - сдружение, иное - страсть, иное -борьба, иное - пленение, иное - соизволение, приближающее к делу и уподобляющееся ему, иное - самодеятельность - самое действие по соизволению страстного помысла.

Приражение есть простое напоминание, делаемое врагом, например: сделай то и то, как враг сказал Христу Богу нашему: скажи, да камни станут хлебами (Мф. 4, 3). И это (приражение), как сказано, не в нашей воле.

Сдружение же есть принятие помысла, занятие им и с удовольствием соединенное собеседование с ним, происходящее по нашему произволению.

Страсть есть, в следствии сдружения, образовавшийся навык к помыслу, внушаемому врагом, и как бы постоянное о нем помышление и мечтание.

Пленение - невольное увлечение сердца, преобладаемого долговременною привычкою». (Из поучений св. Ефрема Сирина).

Святой Игнатий Брянчанинов говорил, что грех человека уничтожается исповеданием, а корни грехи истребляются борьбою с помыслами. Как разнообразен грех, так разнообразны бывают и помыслы, восстающие на нас. Одного борют помыслы уныния, другого - отчаяния, третьего - блудные помыслы, четвертого мечтание богатства, пятого -жажда власти и т.д. Иногда вражеские помыслы принимают личину праведности. «Страсти отступают от того, кто беспощадно исповедует их. Телесное вожделение увядает от исповедания более, нежели от поста и бдения», - учит свт. Игнатий о пользе исповеди греховных помыслов, с которыми ведешь борьбу. Но, конечно же, в первую очередь людям нужно отстать от просмотра тех фильмов, телепередач, чтения светской литературы, которые возбуждают греховные мысли, отравляют память и воображение, учат не евангельскому образу жизни.

Один молодой монах сказал старцу, что к нему часто приходят греховные мысли. Старец спросил: «Возле твоей келий есть деревья и садятся ли на них птицы?». «Да», - ответил новоначальный. «А можешь ли ты сделать так, чтобы птицы не садились?». «Нет», - ответил молодой монах. «А отгонять, когда садятся, ты можешь?». «Это могу». «Так и помыслам ты не можешь запретить, чтобы не приходили, но когда приходят - отгонять можешь. Вот так постоянно и делай».

Прп. Варсонофий Оптинский поучает презирать греховные мысли. Тогда бесы, внушающие их, как гордые, не вынесут презрения и отступят.

Легко потушить искру, но если мы допустим разгореться пожару, то с ним справиться будет уже очень трудно. Как бы этот пожар не истребил наше жилище вообще. Точно так же должно поступать и с греховными мыслями: отвергать их сразу, не допускать медления в них.

Ежеминутно на нас могут восстать и страсти собственные и духи лукавые, жаждущие нашей погибели. Нам же в первую очередь нужно избегать поводов ко греху (особенно в борьбе с блудными помыслами остерегаться празднословия, продолжительных бесед с лицами противоположного пола, тщеславия, многого сна, украшения себя одеждами, пресыщения, от которых усиливается блудная брань), а затем со смиренной молитвой призывать на помощь Бога, Матерь Божию, Ангела-хранителя, небожителей. С греховным помыслом не нужно вступать в беседу, даже противоречие.

Старец Силуан говорит, что при таком образе борьбы чистым не выйдешь, враг, как многоопытный, замарает нас греховными мыслями. Да и мы не столь сильны, чтобы со властью отгонять греховные мысли, это дело совершенных. Нужно помнить, что падение Евы в раю началось с беседы с вражескими внушениями. Поэтому при нахождении греховных помыслов нужно мысленно молиться: «Помилуй нас, Господи, яко немощны есьмы. Помоги сохранить Тебе верность» и читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Хорошо призывать на помощь Матерь Божию, говоря: «Враже, предложение твое на главу твою. Матерь Божия помоги мне», - и читать много раз «Богородице, Дево, радуйся...». Тогда по молитвам Ходатаицы нашего спасения мы непременно получим мир душевный, хотя вначале молитва наша будет рассеянной.

Бесы не знают наших мыслей. Как люди с годами жизни могут по внешнему виду и поведению судить о внутреннем состоянии человека, так и бесы, накопив несравненно «больший опыт за всю историю человечества, судят о нас по нашему поведению. Внушая те или иные греховные помыслы, бесы смотрят на нашу реакцию: не медлим ли мы, тут же ли обращаемся в молитве за помощью к Богу, крестимся ли сразу же. Если видят в нас интерес к какому-либо греху, то туда направляют со всею силою свою мысленную атаку.

«Когда враг теснит меня греховным помыслом и чувством, и я, не имея свободы в сердце, изображу несколько раз с верою крестное знамение, то вдруг и грех мой отпадает от меня и теснота исчезает, и я выхожу на свободу» (Св. Иоанн Кронштадтский).

Еще нам нужно усвоить, что мысли Божий от Ангела-хранителя несут с собою душевный мир, а бесовские, хотя бы и казались правильными, -смущение духа. Но это может различить только смиренный человек, тщеславный же может не заметить опасности. «Как бы не благовиден был помысл, но если отнимает «мир» у сердца, тонко приводит к нарушению «любви с ближними», - он вражеский. Не спорь с ним, не рассуждай, а то уловит... гони его прочь от себя оружием духовным», -учит свт. Игнатий Брянчанинов.

И самое главное, что нам нужно твердо запомнить: Бог никогда нам не попустит быть искушаемыми от внутренних страстей или бесов сверх наших сил. Поэтому мы всегда, если делаем все возможное от себя и в то же время не гордимся, не осуждаем других, можем ходить победителями, избегать грехов на деле. Для победы нужно нам только мужество, терпение, доброе произволение, постоянство в избранном пути и молитва. Враг бесстыден, нападает даже на святых, мы же будем готовы всегда отразить его нападение. «Терпение и труд все перетрут».

Будем помнить ту цену, которую заплатил за наши греховные удовольствия Спаситель мира Иисус Христос и хранить свое сердце в благодарной верности Ему.

 

                                  СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО 

Перепечатано с www.pochaev.org.ua

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Горе человека в том, что он постоянно торопится, но торопится суетно, бесплодно. Человек переворачивает горы своей энергией, воздвигает и разрушает целые города в очень короткие сроки. Но, если мы вглядимся в его энергию и посмотрим на ее последствия, мы увидим, что она не увеличивает добра в мире. А что не увеличивает добра, то бесплодно. Даже уничтожение зла бесплодно, если это уничтожение не есть проявление добра и не несет плодов добра.

Жизнь людей стала в мире очень торопливой и становится все более торопливой; все бегут, все боятся куда-то опоздать, кого-то не застать, что-то пропустить, чего-то не сделать. Несутся машины по воздуху, воде и земле, но не несут счастья человечеству; наоборот, разрушают еще оставшееся на земле благополучие.

Вошла в мир дьявольская торопливость, поспешность. Тайну этой поспешности и торопливости открывает нам Слово Божие в 12-ой главе Апокалипсиса: «Я услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. - Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства Своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. - И так, веселитесь небеса и обитающие на них. Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени» (Откр. 10-12).

Вы слышите: «на землю и на море диавол сошел в великой ярости, зная, что не много ему остается времени». - Вот, откуда это неудержимое, все ускоряющееся круговращение вещей и даже понятий в мире, вот откуда всеобщая торопливость, и в технике и в жизни, - всё более безудержный бег людей и народов.

Царству сатаны скоро наступит конец. Вот причина веселия неба и тех людей на земле, которые живут небесным. Обреченное, предчувствующее свою гибель зло мечется в мире, будоражит человечество, раздувает себя до последних пределов и заставляет людей, не положивших на свое чело и сердце крестной печати Агнца Божия, безудержно все стремиться вперед, и ускорять свой бег жизни. Зло знает, что лишь в таком бессмысленном коловращении людей и народов оно может рассчитывать присоединить к своей гибели еще часть человечества. Затормошенные, куда-то несущиеся люди, мало способны думать и рассуждать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины.

Техника уже давно увеличивает скорость передвижения людей и их добывания земных ценностей. Казалось бы больше времени должно остаться у людей на жизнь духа. Однако, нет. Душе труднее и тяжелее стало жить. Материальность мира, быстро крутясь, втягивает в себя и душу человека. И душа гибнет, ей нет времени уже ни для чего возвышенного в мире, - всё вертится, всё кружится и ускоряет свой бег. Какая ужасная призрачность дел. И, однако, она крепко держит человека и народы в своей власти. Вместо духовного устремления, миром уже владеет психоз плотской быстроты, плотских успехов. Вместо усиления святой горячности духа происходит всё большее горячение плоти мира. Создается мираж дел, ибо к делам призван человек и не может быть спокоен без дела.

Но дела плоти не успокаивают человека, так как не человек ими владеет, а они им. Человек - раб дел плотских. Строит на песке. Построение на песке разрушается. От земного дома человеческого остается куча пыли. Вместо многих гордых строений осталась куча песка. И из этого песка опять строит человек себе мир. Песок осыпается, и человек трудится, подбирая его... Бедный человек! Все закованы в цепи малых, ничего душе не дающих дел, которые надо выполнить возможно скорее для того, чтобы можно было как можно скорее начать ряд других, столь же ничтожных дел.

Где же взять время на добро? Даже подумать о нем нет времени. Всё заполнено в жизни. Добро стоит, как странник, которому нет места ни в служебной комнате, ни на заводе, ни на улице, ни в доме человека, ни -тем менее - в местах развлечений его. Добру негде приклонить голову. Как же торопиться его делать, когда его нельзя даже на пять минут пригласить к себе, - не только в комнату, но даже в мысль, в чувство, в желание. Некогда! И, как добро этого не понимает и пытается стучаться в совесть и немного мучить ее. Дела, дела, заботы, необходимость, неотложность, сознание важности всего этого совершаемого... Бедный человек! А где же твое добро, где же твой лик? Где ты сам? Где ты прячешься за крутящимися колесами и винтами жизни? Всё же скажу тебе: торопись делать добро, пока ты живешь в теле. Ходи в свете, пока ты живешь в теле. «Ходи в свете, пока есть свет». Придет ночь, когда уже не сможешь делать добра, если бы и захотел.

Но, конечно, если ты на земле, этом преддверии как рая, так и ада, не захотел делать добра и даже думать о добре, вряд ли ты захочешь делать его тогда, когда окажешься среди ночи, за дверью этого существования, вытолкнутый из рассеявшей и развеявшей твою душу суеты земной жизни в холодную и темную ночь небытия. Оттого торопись делать добро! Начни сначало думать о том, чтобы его делать; а потом подумай, как его делать, а потом начни его делать. Торопись думать, торопись делать. Время коротко. Сей вечное во временном. Введи это дело, как самое важное дело, в твою жизнь. Сделай это пока не поздно. Как ужасно будет опоздать в делании добра. С пустыми руками и с холодным сердцем отойти в иной мир и предстать на Суд Творца.

Кто не поторопится сделать добро, тот его не сделает. Добро требует горячности. Тепло-хладным диавол не даст сделать добра. Он их свяжет по рукам и ногам, прежде нежели они подумают о добре. Добро могут делать только пламенные, горячие. Быть добрым может быть только в нашем мире молниеносно-добрый человек. И чем дальше идет жизнь, тем больше-молниеносности нужно человеку для добра. Молниеносность - это - выражение духовной илы, это - мужество святой веры, это - действие добра, это - настоящая человечность!

Поспешности суеты и зла противопоставим быстроту, горячность движения в осуществлении добра.

Господи, благослови и укрепи!

- Быстрота раскаяния после какого бы то ни было греха

вот первая горячность, которую принесем Богу.

Быстрота прощения согрешившего пред нами брата - вот вторая горячность, которую принесем.

Быстрота отклика на всякую просьбу, исполнение которой возможно для нас и полезно для просящего, - третья горячность.

Быстрота отдачи ближним всего, что может их вывести из беды - четвертая горячность духа. Богу верного.

Пятая горячность: умение быстро заметить, что кому надо и вещественно и духовно, и умение послужить хоть малым каждому человеку; умение молиться за каждого человека.

Шестая горячность - умение и быстрая решимость противопоставить всякому выражению зла - добро, всякой тьме - свет Христов, всякой лжи - Истину.

И седьмая горячность веры, любви и надежды нашей, это - уменье мгновенно вознести сердце и все естество свое к Богу, предаваясь в Его волю, благодаря и славословя Его за все.

 

Сайт управляется системой uCoz